Поездка ребят из православного центра города Боровска в Свято-Тихонову пустынь, где возрастает святость, свойственная русскому народу.
Преподобный отче Тихоне, от всяких бед и напастей заступай
и ограждай нас, пролей теплую твою молитву о нас, грешных, ко Господу.
В одной из школ большого города, где в зале собралось более ста человек учащихся старших классов и шел разговор о патриотизме, прозвучал вопрос: «Патриот — это кто?» В ответ глухое молчание.
Лектор был потрясен, что никто не знал ответ на заданный вопрос. А на другом детском занятии среди детей среднего возраста, где речь шла о военных действиях и звучало слово «партизан», кто-то спросил:« А кто такие партизаны?» Все дети молчали, и только один голосок решился ответить, что это фашисты.
Уровень образования наших детей часто потрясает, и потому целью и задачами Православного Центра милосердия и культуры стала попытка не столько и не только давать детям знания, сколько понимание, чувства, свою причастность к таким понятиям, как «Родина», «патриотизм», «родной дом», «русская речь».
И потому программа Центра предполагает не только развитие рукодельного умения для раскрытия творческого потенциала, но и развитие внутреннего понимания окружающей красоты, чувства Родины и своего присутствия на Земле.
Поездка в Свято – Тихонову Пустынь
Чтобы воспитать патриотизм, понять, что такое Отечество, в котором живешь, педагоги Центра организуют поездки в те места, где ярко и остро чувствуется и сопереживается история Родины. В этих местах возрастает та святость, которая всегда была свойственна русскому народу, с силой которой и одерживались победы над врагами.
В этот раз поездка была организована в Свято-Тихонову Пустынь, чтобы увидеть диораму «Стояние на Угре». Об этой диораме мы узнали не так давно. Находится она в Свято-Тихоновой Пустыни, во Владимирском скиту, недалеко от Боровска.
Каждый, кого волнует судьба родной земли, может посетить это святое место, чтобы знать, кто на ней жил, какие люди рождались на нашей земле, как становились они святыми, как стояли за родную землю в годы вражеских нашествий.
Монастырь предстал перед взором паломников во всей красе и величии, восхищая соборами с высокими колокольнями. Экскурсовод, встретивший нашу группу, оповестила, что в каждом храме монастыря, куда приехали дети и их родители, они увидят икону Святого Тихона, чье имя носит обитель.
Из рассказа экскурсовода дети узнали про жизнь, которой живут немногие, что не каждому дана Божья сила так жить.
Рассказ о богоугодном старце
Угодник Божий Тихон подвизался в Московском Чудовом монастыре, чтобы обучатся монашескому деланию: молитве, послушанию, смирению, милосердию, воздержанию, отсечению своей воли. Был пострижен в монахи во имя святителя Тихона Амафунтского. Получив духовные наставления старцев, он решился на суровый подвиг отшельничества. Поселился в глухом лесу, между Калугой и Медынью, в дупле исполинского дуба. Переносил мороз и зной, питался травами, кореньями, ягодами, грибами – пребывал в строгом посте. В уединённой от мира жизни укреплял веру, очищал себя от греховных страстей бдением (малоспанием), сухоядением, жил в безмолвии, стремился к смирению и долготерпению, подолгу молился. Многими годами стяжал он в себе бесценные сокровища, которые назывались плодами Святаго Духа. Одежда его превратилась в рубище, обувь давно износилась. Преподобный ходил босиком и зимой, и летом. Так, живя на земле, он готовился к будущей жизни в Царствии Небесном. За подвижническую и богоугодную жизнь преподобный Тихон удостоился дара рассуждения и чудотворения. Народ, прослышав о благодатном старце, потянулся к заветному дубу, мечтая о построении монастыря.
И сегодня в этом монастыре наши дети молились у икон преподобного Тихона, посетили храмы Пресвятой Богородицы, святителя Николая Чудотворца, молились, как когда-то давно, много веков назад, молились наши предки в битве на реке Угре. Этому событию и посвящена диорама, о которой давно мечтал художник Павел Рыженко и, словно осуществив свою мечту, немного не завершив эту работу, он ушел из жизни, оставив всем нам память о великом событии в русской истории.
Путешествие в прошлое
Чтобы ребятам было понятно, о каком времени идет речь, экскурсовод словно вернула всех в далекое прошлое, когда недалеко от обители произошла великая битва русских и татарских войск.
Художник создал удивительное полотно, где отразился героизм русского воинства, шесть месяцев стоявших с молитвой на защите земли русской. Перед нашим взором встает, словно живая, давняя картина: Туманные дали, река Угра, тучами летящие стрелы, тщетные попытки хана Ахмата преодолеть водное пространство.
На переднем плане диорамы лагерь русских воинов с часовней, дымными кострами, ранеными. Картина дышит. От костров идёт настоящий дым, разносимый ветром. Запах степных трав делает наше присутствие реальным. Полотно озвучено. Мы слышим звуки из прошлого: молитву из часовни, что находится недалеко от знаменитого дуба, бряцание оружия, гул войска, готовящегося к сражению.
Что такое «сила богатырская»?
Справа на полотне диорамы крестный ход с иконой Владимирской Божией Матери, во главе которого идёт преподобный Тихон Калужский. Золотой нимб над головой святого делает его различимым в среди участников крестного хода.
Путешествие в прошлое продолжилось в небольшом музее с миниатюрами из древних книг, изображающими походы русичей, с картами местности, с воинскими доспехами русских и монгольских воинов. Ребята выстроились в очередь к доспехам, чтобы примерить воинский шлем, подержать в руках щит, да куда там! Кольчугу невозможно было даже приподнять, настолько она тяжела. Какими же надо быть богатырями, чтобы носить такие тяжести на себе, да еще и сражаться! Вот такими были на Руси люди в своей крепости. Всем хотелось сфотографироваться с доспехами. Наши будущие защитники Отечества поняли, что словосочетание «сила богатырская» было применимо в XV веке к каждому воину.
Ребята узнали о новом и высоком значении слова «стоять». «Стоять насмерть», «стоять за землю русскую», узнали о «Великом стоянии на реке Угре», русских воинов. Хан Ахмат увидел упорство и смелость собранных Иваном III русских полков. Русичи не испугались несметных полчищ врага и не пропустили его на родную землю, проявив твёрдость в голодном стоянии и великое мужество.
Дети — это будущий народ
Впечатление от диорамы было столь сильным и глубоким, что, возвращаясь домой, словно продолжая экскурсию, вспоминали увиденное и услышанное, отвечая на вопросы викторины, задавая свои вопросы.
— Что предложил Преподобный Тихон, чтобы укрепить дух русских воинов и удержать врага на расстоянии?
Сейран Григорян тут же ответил: «Соборную молитву и крестный ход».
А на вопрос: «Какое военное новшество применил Иван III для устрашения врага?,— трое ребят (Жубрев Сергей, Добнин Илья, Румянцев Артём) на перебой выкрикивали:
«Иван III снял пушки с крепостей и впервые применил их на ровной местности, а пушки в то время назывались «нарядами».
Катя Зуйкова обратила внимание, что художник Рыженко изобразил себя на картине среди воинов с мечом в руке и перевязанной головой — так чувствовал себя художник в ушедшем времени: воином, патриотом, защитником земли русской, готовым пожертвовать свою жизнь.
Вот такими хочется видеть и наших ребят, когда они, повзрослев, будут готовы к подвигу во славу земли русской. Ведь наши дети — это будущий народ.
Татьяна Квашнина
Людмила Киселева
whoiscall.ru
к записи Сладкая сказка наявуStudyDocx
к записи С 1 Сентября!Галина
к записи Тяжкая ноша или просто жизнь?Анна Вартаньян
к записи О насАлевтина
к записи СИЛА ЖИЗНИ