События жизни Людмилы Киселевой и ее друзей

анонс книги

Счастливые дни познания

 

В честь дня защиты детей «Православным центром милосердия и культуры», который возглавляет Киселёва Людмила Георгиевна, и центром  «Гармония» города Боровска были организованы экскурсионные поездки для детей-сирот, инвалидов, детей из многодетных семей. Руководила поездками сотрудник центра «Гармония» Морозова Алла Юрьевна.

ВлСуздаль7

Финансировал поездку благотворительный фонд «Белая лилия», президентом которого является Казанджян Эмилия. Экскурсию сопровождали матушки Ксения и Елена из  паломнической службы «Вера, Надежда, Любовь.» города Обнинска.

Два дня подряд дети путешествовали по знаменательным местам  Владимирской и Суздальской  областей.

Второго июня в пять часов утра началась наша экскурсия. Автобус с площади города Боровска отправился во Владимир и Суздаль, где когда-то в XII веке в междуречье Оки и Волги появилось Ростово-Суздальское княжество, позднее названное Владимиро-Суздальской Русью.

ВлСуздаль8.JPG.crdownload

Несмотря на ранний час в автобусе царило оживление. Всех обрадовало участие в этой поездке настоятеля храма Благовещения отца Дмитрия, который прочитал молитву о путешествующих.

IMG_9893-001

 

IMG_9895-001

Ребята почти не спали в дальней дороге: наблюдали, как менялись городские пейзажи за окнами, как постепенно исчезали огромные потоки машин. Зелёные поля всё больше радовали глаза. В девять утра мы уже устраивались в паломнический центр города Владимира.

IMG_9896-001

Владимирская область является одной из наиболее богатых по количеству и многообразию сохранившихся здесь памятников национальной архитектуры. Владимиро – суздальское зодчество – одно из сильнейших ветвей русской архитектуры периода феодальной раздробленности, сохраняющее старозаветные формы крестово-купольных храмов и выросшее под сильным воздействием деревянного зодчества.

DSCN1741

Экскурсии для гостей вёл иерей отец Евгений. Старшие ребята, отвечая на вопросы экскурсовода, сами сделали вывод  о причинах возвышения Ростово – Суздальской земли и причинах отделения её от Киевской Руси.  Позднее эти земли догнали и опередили прежнюю столицу в своём развитии.

DSCN1751

Жизнь без набегов кочевников, плодородные земли привлекали население. Начался экономический подъём северо-восточных земель.  У впадения Оки в Волгу был основан в 1221 году Нижний Новгород. Укреплялись города-крепости Дмитров, Юрьев-Польский, Звенигород, Переяславль – Залесский, Кострома, Москва, Галич. Дальнейшее развитие получили города – Ростов, Суздаль, Владимир, Ярославль. Владимир стал новой столицей Руси, а Суздаль – религиозным и политическим центром. Множество храмов украсили эти города. Ребята заметили, что особенно торжественно выглядят белокаменные храмы XII – XIII веков. (Успенский, Дмитровский соборы во Владимире; Покров на Нерли, близ села Боголюбова;  Рождественский собор в Суздале). Фасады зданий украшены аркатурными поясами, стены – рельефами с сюжетами народных преданий и представлений об окружающем мире. Входы в храм (порталы) декоративно оформлены.

ВлСуздаль6

Ребята посетили Свято-Успенский Кафедральный собор Владимира накануне празднования Владимирской иконы Божией Матери – главной иконы Русской земли. На другой день они были свидетелями праздничного крестного хода вокруг храма, которому уже более 800 лет. В душе была радость оттого, что приехали сюда в торжественный день, и от этого состояния было ощущение, будто сама Божия Матерь встречает нас и ведёт по Владимирской земле. Величественный храм на высоком левом берегу Клязьмы, дали, открывающиеся взору, говорили о том, что место под величественный храм наши предки выбирали самое красивое.

ВлСуздаль10.JPG.crdownload

IMG_9935

DSCN1779

Ребята узнали, что храмы и монастыри имели большое историческое значение. На площади у церквей и соборов протекали все события, связанные с жизнью народа и земли; в стенах храмов сохранялись государственные и частные документы и ценности. Храмы и монастыри были важнейшими общественными зданиями, которые в период невзгод служили целям обороны. В мирных условиях были центрами культуры и просвещения. Здесь переписывались книги, велось летописание, из стен монастырей выходили учёные, литераторы, художники. Церковные сооружения были основным украшением города и являлись гордостью, как князя, так и горожан. В них особенно ярко отразился творческий дух русского народа, вкусы и мотивы, высокое искусство мастеров. Эти сооружения говорят о высоком уровне градостроительного искусства русских зодчих и простых русских каменщиках, об умении отразить в созданных ими храмах величие и мощь своей Родины.

ВсСуздаль3

IMG_9678-001

На памятном месте возле главного храма города Владимира решили сфотографироваться группой. Внутри храма ребята слушали рассказ экскурсовода и рассматривали фресковую живопись  талантливого художника XII Андрея Рублёва. Некоторые ребята в храме были впервые. В поездке участвовали ребята разных национальностей. Они спрашивали:  «Зачем пишут записки о здравии и отдают их в лавку». Был вопрос:  «Что такое мощи и зачем к ним надо прикладываться? Где их увидеть?» «Как надо молиться?» – спрашивала девочка у руководительницы поездки. Кто-то из ребят подходил и прикладывался  к праздничной иконе, а кто-то растерянно стоял посреди храма, не зная пока, что делать. Много храмов было на нашем пути. Ребята постепенно освоились, научились вести себя в храме.

ВсСуздаль2

Наш путь лежал в Боголюбово, где юные экскурсанты узнали о трагической судьбе князя Андрея Боголюбского, стремившегося возродить политическое единство русских земель под властью одного князя. Он строит   в городе новую систему земляных укреплений с Золотыми, Серебряными и Волжскими воротами. До нашего времени сохранились белокаменные Золотые ворота. Поражает их невероятная мощь.

ВсСуздаль4

Юрий Долгорукий, правящий Ростово-Суздальскими землями после Мономаха, во время междоусобных воин захватил Киев. Но сын его – Андрей Боголюбский не пожелал остаться в захваченном отцом Киеве. Его влекли северо-восточные земли. Он понимал, что Киев утратил свою роль. Андрей вёз из Киева «святыню Руси» – икону Владимирской Богоматери. Вёз в Ростов, но дальше Владимира кони не пошли. Князь разбил лагерь, молился. Явилась ему Божия Матерь и говорит: «Не хочу в Ростов, хочу во  Владимире быть. Поставь храм Рождества Моего и монастырь для иноков».  (До настоящего времени сохранился только список с иконы). Боголюбивый Андрей перенёс столицу из богатого боярского Ростова в небольшой городок Владимир на Клязме, который застроил с необычайной пышностью и сделал столицей. Собор для иконы построил, как ларец для «жемчужины», а место на слиянии рек Нерли и Клязьмы назвал Боголюбово. Бояре Кучковы из маленькой Москвы, не желавшие объединения, жестоко его убили.

Отец Евгений привёз нас к месту гибели князя Андрея, но дверь в строение была заперта. Все с сожалением вздохнули…  Когда-то там, за железной чёрной дверью, сползал вниз по винтовой лестнице, смертельно израненный боярами Боголюбивец Андрей…

Его брат Всеволод Большое Гнездо продолжил политику брата и стал сильнейшим князем, продолжив белокаменное строительство во Владимире. Город знаменит тем, что здесь жил святитель Симон, написавший первый Киево-Печерский патерик (житие святых), здесь, в мужском Рождественском монастыре был похоронен Александр Невский, мощи которого сейчас покоятся в Невской Лавре.

Трогательный рассказ отца Евгения о жизни Ростово – Суздальских князей переносил нас в прошлое, где шла ожесточённая борьба за выживание и объединение русских земель.

В ходе экскурсий нашлись ребята, которые озадачились тем, что не все ребята могут успеть за группой. Не просто догнать ребят Неметулаевой Ире, но маленькая девочка терпеливо, без жалоб, проходит трёхкилометровый путь, чтобы вместе со всеми полюбоваться резным белокаменным красавцем-храмом Покровом на Нерли. Белым чудом среди зелёных лугов стоит он, отражаясь в водах реки. В разлив к нему можно добраться только на лодке.

Как спуститься из автобуса по крутым ступеням инвалиду Алёше Морозову? Кто будет пересаживать его на коляску? Кто повезёт к храму? Четверо ребят  – Тумашевич Коля, Орлов Ваня, Голубев Никита, Черняев Ефим вызвались помогать его маме. Самым трудным испытанием стал чрезвычайно высокий мост через железнодорожное полотно. Стояли в раздумьях… Дорожка только до платформы. Её строители не планировали  посещение храма инвалидами. Храм на другой стороне дороги и очень далеко. Лифт по выходным дням не работает. Отец Дмитрий всегда приходил на помощь ребятам. Перенесли Алёшу через мост без отдыха, без остановок. Алёша сказал, что он будто на крыльях перелетел. Так Господь всё управил.

DSCN1787

DSCN1775

IMG_9680-001

4 июня ребята посетили город-музей Суздаль. В древности эти земли назывались «Суждалем». Своеобразие города чувствует каждый, кто сюда приезжает. Поражает изумительная гармония высоких соборов и стен среди низких одно – двухэтажных домов, зелени садов и огородов.

IMG_9944
DSCN1785

С конца XI века городом правил род Владимира Мономаха.  Укрепляется кремлёвский центр – опора князей, бояр. Строители, чеканщики, живописцы украшают   Рождественский собор, строится княжеская резиденция Кидекша. Посад ограждается земляным валом с тыном.

В XIII веке строятся Дмитриевский, Косьмо-Дамианский, Ризоположенский, Троицкий монастыри. Александр Невский в 1240 году строит здесь Александровский монастырь. Монастыри являются самостоятельными архитектурными ансамблями, занимающие наиболее живописные участки.

Вынужденный подчиниться Москве в конце XIV века Суздаль постепенно теряет своё политическое и стратегическое значение и превращается в крупный религиозный центр Московского государства. Расцвету каменного строительства в XV – XVI веках способствовали московские государи, которые своими вкладами и крупными пожертвованиями обогащали суздальские монастыри. По заказу московских государей Василия III и Ивана IV строится Преображенский собор Спасо-Ефимиевского монастыря.

Трижды прерывалось строительство Суздаля: во время нашествия монголо-татар в XIII веке, во время польской интервенции в начале XVII века, в 1634 году он был разграблен крымскими татарами. Враги нанесли городу огромный ущерб. Экономический застой Суздаля стал причиной отсутствия в нём строительства на протяжении XIX и начала XX веков, но этот минус оставил нам без наслоений богатое наследие давних веков.

  Мы должны сохранить то, что оставила нам история. Памятники архитектуры прошлого требуют от нас большой заботы об их сохранности. Надо помнить, что город – это книга, где каждая улица страница истории прошлого.

По ходу экскурсий все увидели, как богаты торговые ряды Суздаля. Прилавки переполнены сувенирами и изделиями ручной работы. За торговыми рядами есть холм, которого открывается дивный вид на реку Каменку, многочисленные храмы, сельские пейзажи. Здесь нет суеты. Старинные кареты стоят на улицах города к услугам гостей. Городок площадью девять квадратных километров живёт туризмом. Подросток, заменяющий родителей на повозке в дни каникул, угощает лошадь-кормилицу из ложки своей порцией вермишели.

По узким улочкам ребята цепочкой возвращаются к автобусу. Уезжать из Суздаля не хочется, но нас ждёт музей деревянного зодчества под открытым небом. Он  поражает многообразием экспонатов русского быта, старинными мельницами, обустройством изб и подворий,  продуманными до мелочей постройками и хитрыми придумками внутри дома. Кажется, будто хозяин, куда – то вышел, а хозяйка, принимая гостей, хлопочет на кухне. Соседки-кумушки сидят в крытых дворах, детки качаются на качелях, гогочут гуси на улице, а люди столпились у огромного колодца, тяжёлые бадьи из которого поднимаются при помощи огромного колеса.

Чувствуя сквозь века своё, родное, в нас просыпается любовь к многовековому и самобытному творческому труду русского народа. Со знания собственной истории начинается любовь к Родине.

Чувствуя сквозь века своё, родное, в нас просыпается любовь к многовековому и самобытному творческому труду русского народа. Со знания собственной истории начинается любовь к Родине.

DSCN1814

Целью нашей паломнической поездки было не только ознакомление с историей Владимиро – Суздальской земли, но и большая духовная работа, которая шла в каждой детской душе. Я задала вопрос руководителю поездки Морозовой Алле Юрьевне: «Каков ваш взгляд на удивительные дни, проведённые с детьми на Владимирской земле?». Прозвучал замечательный ответ, который порадовал не меньше, чем сама поездка: «Это большая духовная подвижка для наших детей, что и стало конечной целью путешествия. Главное, что ребята сами себя увидели в поездке. Все разные, из разных семей, различные по воспитанию и здоровью. Важно было и то, что с нами ездил батюшка, отец Дмитрий, и дети в поездке могли с ним общаться и совместно молиться, нарабатывая свой духовный опыт. Всё время чувствовалось духовное покровительство Божией Матери.

IMG_9898-001
Перед отправлением домой все стояли в большом светлом храме и вместе с батюшкой молились, как умели, о предстоящей дороге. Уже не спрашивали, как молиться, о чём просить, как благодарить Господа за полученные дары.

DSCN1833

Радовало то, что нашлись добрые люди и дали денег на  поездку. В течение всех дней было комфортно и хорошо, за что мы очень благодарны организатору поездки Людмиле Георгиевне Киселёвой и нашему спонсору – Казанджян Эмилии».

Автор: Татьяна Квашнина
Фото:Татьяна Квашнина и Алла Морозова

 

 

DSCN1824

DSCN1811

DSCN1733

Киселева Людмила, Православный Центр, Фото
Расскажи о нас

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *
Имя *
Email *
Сайт
Ваш комментарий
;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: